пятница, 11 ноября 2011 г.

Мои уроки

Итоговый урок по истории России XX-XXI в.в. в 11 классе.
Тема: « СССР в 1953 – 1964гг.: попытка реформирования общества». 2 ч.
Проблема урока:
Однажды Н.С. Хрущев сказал: “Помру я … положат люди на весы дела мои, на одну чашу – худые, на другую – добрые… И добро перетянет”.
Прав ли оказался Н.С.Хрущёв или нет, – попробуем разобраться, обобщив основные преобразования в СССР в 1953-1964 гг.
Используются методы: исследовательской, развивающей, информационно – компьютерной технологии, разноуровневый подход при выполнении практической работы; групповая творческая работа учащихся представляется в форме презентаций по культуре и быту.
Данный вид урока имеет большое познавательное, развивающее, воспитательное значение, для него характерна значительная доля самостоятельной работы учащихся, направленность на углублённое изучение исторических материалов.
Цели урока:
- обобщение знаний об изменениях в советском обществе в период с 1953 по 1964 г., об особенностях преобразований, предпринятых Н.С.Хрущёвым, о его личности.
-познакомить учащихся с документами исторического периода, способствовать формированию умений анализировать источники, извлекать из них максимум информации, делать обобщающие выводы, развивать исследовательские навыки;
-воспитывать самостоятельность и критичность мышления;
-формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории;
развитие познавательного интереса к истории своей страны.
Развитие умений учащихся: умение сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, работать с документами, дополнительной литературой, участвовать в дискуссии, решать проблемные задачи, делать выводы
Оборудование: - персональные компьютеры - видеопроектор - политическая карта мира - выставка книг эпохи Н.С.Хрущёва - дидактический материал: - ксерокопии документов по вопросу «Оценка деятельности Н.С.Хрущёва, его личности» -иллюстрации по вопросу «Внешняя политика» -презентации учащихся по теме «Культура и быт эпохи Н.С.Хрущёва».
Примечание: урок проводится в кабинете информатики, все дидактические материалы загружены в память компьютеров, выполненные задания учащиеся передают на компьютер учителя в свою личную папку.
Предварительные задания - подготовить презентации на темы:
- «Образование и наука в период «оттепели». Начало космической эры» - «Нобелевские лауреаты эпохи Н.С.Хрущёва» - « Литература 50-60-хгг. Поэтический бум» - «Художники и скульпторы эпохи «оттепели» - « Кино. Театр. Музыка» - «Быт советских людей».
Ход урока.
Вводное слово учителя. К концу жизни «вождя всех времён и народов» - И.В.Сталина - необходимость перемен осознавали даже его приверженцы. Перед властью стояла задача - реформировать систему, созданную Сталиным, отказаться от массового террора как средства её сохранения, внести коррективы в экономическую, социальную, внешнюю политику. История распорядилась так, что перемены, происшедшие в СССР в 1950—1960 гг., оказались связаны с именем Н.С.Хрущёва. Перед нами стоит задача – обобщить на основе полученных знаний на уроках, анализа документальных и иных источников особенности и характер изменений в советском обществе в политической, экономической, социальной и духовной сфере, определить их значение. Дать оценку личности и деятельности Н.С.Хрущёва.
Ознакомление учащихся с тематическим планом урока и методами работы. Тематический план итогового урока: Тематический вопрос. Методический приём.
1.Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Заполнение схемы.
2. Эволюция политической системы Заполнение информационных карт
3. Экономика СССР: альтернативы, реформы, Работа в группах: подбор контрреформы. Социальная жизнь. контраргументов
5 . Мирное сосуществование: успехи Работа с иллюстрациями, задания на и противоречия хронологию.
6. «Оттепель» в духовной жизни. Презентации учащихся.
7. Оценка деятельности Н.С.Хрущёва, Анализ документов. Дискуссия. его личности.
8. Обобщающие выводы об особенностях Решение проблемы урока. изменения советского общества в хрущёвский период.

1. Этапы борьбы за власть.
Учитель: После смерти И.В. Сталина к власти в стране пришло “коллективное руководство”. Однако, спустя несколько лет, вся полнота власти в стране снова сосредоточилась в руках одного человека.
Видеопроектор: на экране схема: “Коллективное руководство”
Задание классу: заполните пропуски фамилиями политических деятелей, вступивших в борьбу за власть. Персональный компьютер:
Схема: “Этапы внутрипартийной борьбы”

Видеопроектор: проверка выполненного задания.
Учитель: Победа Н.С. Хрущева означала отказ от коллегиального управления страной и возврат к сталинской практике единоличного управления.
2. Политические реформы в 1953-1964гг. Задание группам на систематизацию фактов: заполнить схемы, используя знания учебного материала (учащиеся получают инструкции по заполнении схем).
1 группа: “Реабилитация” 2 группа: “XX съезд КПСС”.
3-я группа “Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций»
4-я группа: “Конституционный проект 1962-1964 гг.”
Видеопроектор: каждая группа представляет результаты работы классу. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Почему изменения, происходящие в политической системе общества, носили непоследовательный и ограниченный характер? Повлияли ли эти преобразования на характер политической системы СССР? Какой общий вывод мы можем сделать?
3. Экономические, социальные, административные реформы.
Мозговой штурм: Выделите важнейшие экономические проблемы в начале правления Н.С. Хрущёва.
Основные правила метода «мозгового штурма»:
-говорите все, что придет вам в голову;
-не обсуждайте и не критикуйте высказывания других;
-можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.
Путем использования интерактивной методики "Мозговой штурм", учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.
Учитель: Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой стороны – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.
Вопрос классу: Какие меры было необходимо предпринять для решения экономических проблем?
Задание группам: ознакомьтесь с аргументами, положительно характеризующими экономические, социальные, административные реформы Н.С.Хрущёва и подберите к ним контраргументы.
Видеопроектор: проверка выполненной работы.
Проблемное задание классу:
1956 год. Визит Хрущева в Англию. Он встретился с У. Черчиллем на приеме в советском посольстве. Старый британский лев сказал: «Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать вам…». Вопрос: Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к его совету?
Продолжение фразы: «не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее". (У.Черчилль имел в виду высказывание Н.С.Хрущёва «догнать и перегнать Америку»)
Вывод: а может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?

4. Внешняя политика.
Учитель: 1953 год стал переломным для всего мира. В начавшейся “холодной войны”, разделившей мир на две части, казалось, наступил перелом. В обеих сверхдержавах произошла смена политического руководства – в СССР умер И.В. Сталин, в США на выборах 1952 г. победил республиканец Д.Д. Эйзенхауэр. Наступила “оттепель”, сменившая оледенение предыдущего периода. Однако закончилась она кризисами, едва не поставившими мир на грань глобальной катастрофы. Характеризуя этот период, обязательно следует отметить, что годы “холодной войны” мир никогда не был двухполюсным, биполярным – помимо блоков НАТО и ОВД именно в изучаемый нами период происходит окончательное формирование Движения неприсоединения, в которое вошли многие страны так называемого “третьего мира”. Поэтому внешняя политика СССР имела три вектора – отношения со странами Запада, с союзниками по социалистическому лагерю и странами “третьего мира”.
Задания классу: заполнить таблицу «Внешняя политика СССР периода «оттепели» Персональный компьютер:

Направления работы Отношения со странами Запада Отношения со странами социалистического лагеря Отношения со странами “третьего мира”
Персоналии
Даты
Иллюстративный ряд



Проблемное задание: “Проследите, как во внешней политике СССР “хрущевского периода” новые (по сравнению со сталинскими) идеи и методы сочетались со старыми представлениями. Оцените позитивные моменты и просчеты этой политики”.
1. Работа с персоналиями (даны в Приложении как Рисунок 1–11). Введите “игроков” на соответствующую часть поля. Назовите их и определите страну, лидерами которой они являются. Приложение № 1
2. Работа с хронологией. Вспомните даты важнейших международных событий и внесите их в соответствующие графы. Приложение № 2
3.Работа с иллюстративными рядами. Определите, какие события описывает каждый иллюстративный ряд (даны в Приложении как Рисунок 1-6) и внесите их в соответствующие графы. Приложение №3
Задание группам: заполните таблицу «Локальные конфликты 50-х годов».
Видеопроектор: проверка выполненных заданий.
Учитель. Итог внешней политики Н.С.Хрущёва: Оценивая внешнеполитическую деятельность Н.С. Хрущева, трудно придерживаться какой-то одной позиции. Мирные инициативы во внешней политике соседствовали у него с международными агрессиями. В целом к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Главной заслугой Хрущева было то, что он сумел растопить лед «холодной войны», не дал разгореться смертельному костру ядерной войны. Противостоящие системы во главе СССР и США вышли из крупных, военных конфликтов, приобрели опыт взаимоотношений в новых условиях существования военно-политических блоков, ядерного оружия, рождения из рухнувшей колониальной системы многочисленных независимых государств. Хотя переговоры о разоружении в целом мало продвинули мир вперед, но был сделан важный шаг в ограничении гонки ядерных вооружений, имевший также важное экологическое значение августа 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Несмотря на то, что после ухода Хрущева от власти внешняя политика СССР снова сдвинулась в сторону ужесточения, его усилия по сохранению мира на Земле надолго остались в памяти жителей планеты.
5. Культура.
Учитель: искусство особенно чувствительно к переломным периодам в эволюции общества. В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – около 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Название “оттепель” этот период получил с легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.
Презентации учащихся: просмотр и обсуждение.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие события в стране повлияли на развитие культуры, стали знаками “оттепели”?
6. Оценка личности и деятельности Н.С.Хрущёва
Задание учащимся на анализ исторических версий и оценок: познакомиться с документами и высказать своё мнение.
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы оценки личности и деятельности Н.С.Хрущёва? Какие из них вы разделяете, какие нет? Почему?
2. Как вы понимаете фразу, что «деятельность Н.Хрущёва - это бесценный капитал партии?»

7. Подведение итогов урока.
Дискуссия. Решение проблемы урока.
1. Сделайте обобщающие выводы о характере изменений советского общества в середине 50-х — 60-х гг. XX в., особенностях предпринятых преобразований.
2. Чем объяснялись противоречивость, как самого Хрущёва, так и его преобразований?
(Заслушиваются варианты ответов учеников)
В ходе структурированной дискуссии учитель делает вывод о периоде "оттепели", опираясь на информацию учащихся.
Заключительное слово учителя.
Вывод:
В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С.Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем. Именно на это время приходится начало разоблачения преступлений сталинской системы. Удивительным и на первый взгляд не логичным кажется поступок Н.С.Хрущёва, бывшего "своим человеком" в окружении Сталина.

Его доклад на ХХ съезде КПСС произвел эффект разорвавшейся бомбы не только в СССР, но и во всем мире. Рухнули старые догмы и старые мифы. Люды увидели реалии тоталитаризма. Страна замерла, а затем постепенно началось возрождение Советского Союза.

Реформы сыпались одна за другой. Их генераторами были люди из ближайшего окружения Н.С.Хрущёва и, прежде всего, он сам. Никита Сергеевич спешил - хотел много увидеть при своей жизни. Спешил и ошибался, терпел поражения от оппозиции и снова поднимался. Причиной многих неудач Н.С.Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться с взглядами СССР.

Цена побед советских людей была немалой. Мировое лидерство предъявило счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но все, же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди воочию убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство.

Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Н.С.Хрущёва. Он был лишён всех государственных и правительственных постов. Последние годы персональный пенсионер союзного значения Н.С.Хрущёв прожил в кругу своей семьи на загородной даче, практически в политической изоляции. Тяжело переживал свои ошибки и свою участь. Сумел написать свои мемуары, в которых попытался проанализировать и свою деятельность, и жизнь страны.

Именно Эрнст Неизвестный – один из тех, кого «разгонял» Н.С. Хрущев в Манеже, по завещанию самого Хрущева будет делать надгробие на его могиле.
Видеопроектор: фотография памятника Н. С. Хрущеву.
…Белый и черный мрамор зубцами наступают друг на друга, а на этом фоне золотая голова Хрущева. В этом и символ времени и противоречивой фигуры Хрущева.
Выставление оценок всем учащимся в зависимости от проделанной работы (презентация, доклады, сообщения, выступления).
Домашнее задание: Напишите эссе о советской семье в 60-е годы XX век
Список литературы:
1.В.А.Шестаков. История России XX - начало XXI века. Академический школьный учебник. 11класс. М. «Просвещение»,2008г.
2. Ю. Кушнерева, Т. Черникова. Уроки Клио. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е годы. Москва 1999
3. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. «Директор школы», 2007 – №6.

4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва. Владос-пресс, 2003 г.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2008.

6. Образы истории. «Преподавание истории и обществознания в школе», 2002г.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. 2005.

8. Русских Г.А. Технология подготовки учителя к творческой профессии. «Методист», 2002 – №1.
9. Отечественная история. XX – начала XXI века. Документы и справочные материалы. Пособие для11кл. Под ред. А.О.Чубарьяна. М. «Просвещение»,2005.
10. Интернет-ресурсы

Комментариев нет:

Отправить комментарий