Урок – дискуссия по теме:
«Личность Екатерины II. Оценка деятельности»
Эпиграф урока:
«О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно судить». Екатерина II
Цели урока:
Через работу учащихся над образом Екатерины II систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Эпоха Екатерины II»;
Способствовать формированию навыков работы с историческим документом (анализ, сопоставление, рецензирование), составления характеристики исторического деятеля;
Способствовать формированию патриотических чувств учащихся.
Оборудование:
1. Компьютер и медиопроектор.
2. Презентации о личной жизни Екатерины II.
3. Листы – тексты с высказываниями о Екатерине II и её деятельности.
Предварительная подготовка к уроку:
Подбор аргументов и контраргументов по оценке личности и деятельности Екатерины II .
Ход урока.
Технология организации и проведения дискуссии
1. Организационно-содержательный этап:
- постановка проблемы;
- осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
Вступительное слово учителя:
Каждый живущий на земле, имеет право на беспристрастный суд. А уж если человека нет на свете, наша ответственность перед ним, естественно возрастает, так как он не в состоянии защитить себя и своё доброе имя.
Царствование Екатерины, длившееся более 30 лет, оставило глубокий след в отечественной истории, породив множество противоречивых суждений и о самой Екатерине, и о результатах её правления.
Просмотр презентации о жизни Екатерины.
Учитель:
Каков же результат правления Екатерины? Имеет ли право она, немка, перехватившая власть у своего мужа Петра III, носить титул «Великая» и считаться истинно русской царицей?
Именно этому спорному вопросу посвящается наша дискуссия. Ваша задача выработать свою точку зрения на обозначенные проблемы, в ходе обсуждения убедительно, аргументировано её отстоять, внимательно слушать собеседника, не уклоняться от темы дискуссии.
2. Организационно-коммуникативный этап: (организация взаимодействия в группе (классе), подгруппах):
- знакомство с правилами совместной поисковой деятельности;
- деление класса на 2 группы: «Сторонников Екатерины II» и «Противников Екатерины II »;
- знакомство с планом дискуссии (высказываниями о Екатерине II)
- распределение ролей в группах-командах;
- выполнение каждым участником группы части коллективной задачи;
- обсуждение и выработка общего, согласованного подхода к проблеме.
Мнения историков о Екатерине II и её эпохе:
Задание: Подтверди или опровергни данные утверждения.
1. «Старушка умная жила. Вольтеру первый друг была
Приятно и немножко блудно. «Наказ» писала, флоты жгла.
А.С.Пушкин.
2. «Екатерина – ученица XVIII столетия. Она одна даёт толчок своему веку».
А.С.Пушкин.
3. «Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей».
Н.М.Карамзин.
4. «Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытке поднять вопрос об отмене крепостного права».
Е.Анисимов.
5.«Я говорил с удивлением о том слепом повиновении, с которым воля её повсюду исполняема и о том усердии и ревности, с которым все старались ей угождать.
«Это не так легко, как ты думаешь;- изволила она сказать. Во – первых, повеления мои, конечно, не исполнялись бы с точностью, если бы не были удобны к исполнению».
Александр I.
6. « Неверно было бы назвать правление Екатерины II «золотым веком» русской истории. За фасадом благополучия скрывались и ужасы крепостничества, и фаворитизм, и процветавшее взяточничество».
Е.Анисимов.
7. «Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его».
Екатерина II.
8. «Да посрамит Небо всех тех, кто берется управлять народами, не имея в виду истинного блага государства», - писала Екатерина в молодости. Результаты ее царствования и вправду были очень внушительны. Екатерина сама любила подсчитывать их. Как-то в 1781 году секретарь императрицы граф Безбородко представил ей каталог ее деяний за 19 лет правления. Оказалось, что устроено губерний по новому образцу – 29, построено городов – 144, конвенций и трактатов заключено – 30, побед одержано – 78, издано важных указов – 88, а указов для облегчения жизни народа – 123. Итого выходит 492 славных дела только за первую половину царствования! Немногие правительства могут похвастать такими же результатами.
9. Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 миллионов человек, усилила армию, увеличив ее вдвое – со 160 до 312 тысяч солдат. Приняв в начале царствования полусгнивший флот из 21 линейного корабля, она оставила своему преемнику 67 линейных кораблей и 40 фрегатов. Количество фабрик и заводов выросло с 500 до двух тысяч, а сумма государственных доходов при ней увеличилась в 4 раза. Не зря екатерининская Россия представлялась некоторым иностранцам волшебной страной.
10. Из 36 лет царствования Екатерины половина пришлась на войны и бунты. Людские и финансовые потери России были очень велики. Недаром Павел I по своем вступлении на престол назвал Россию «единственною в свете державой, которая находилась 40 лет в несчастном положении истощать свое народонаселение». Но общее число жителей Российской империи при Екатерине не сократилось, а выросло – да еще как: почти вдвое!
11. Взятки и неприкрытое воровство фаворитов и должностных лиц достигли при ней баснословного масштаба. И пример в расточительстве подавала сама Екатерина, платившая, бывало, зимой по 500 рублей за 5 огурцов и выделявшая 15 тысяч рублей в год на угли для щипцов придворного парикмахера. Государственный долг России на момент ее смерти превысил три годовых бюджета.
12. "Златой век" Екатерины Великой это только один из многих
исторических мифов, созданных историками-интеллигентами. За внешне блестящим фасадом скрывалось далеко не блестящее, состояние государства и народа.
Борис Башилов.
3. Результативный этап.
Учащиеся представляют:
- переработанную информацию, для убедительного изложения;
- представление своей точки зрения как позиции, ее ар¬гументация;
- выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
- возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.
Возможные виды дискуссий, применяемых на втором этапе:
- эволюционирующая дискуссия;
- форум,
- заседание экспертной группы (панельная дискуссия),
- круглый стол,
- дебаты,
- симпозиум,
- судебное заседание,
- техника аквариума,
- межгрупповой диалог,
- дискуссия с выдвижением проектов,
- дискуссия с эле¬ментами игрового имитационного моделирования,
- спор-диалог,
- конференция однородных групп,
- двухрядный круглый стол и др.
Правила дискуссии
1. Выслушай оппонента до конца.
2. Умей задавать вопросы.
3. Умей отвечать на вопрос.
4. Умей понимать оппонента.
5. Защищай идею, а не личность.
6. Анализируй, делай выводы.
Спор-диалог. (Учитель может своими вопросами направлять дискуссию).
4.Рефлексивный этап:
Учащиеся: - команды в группах отмечают сильные, слабые стороны своих выступающих; - выступление капитанов групп с анализом работы группы.
Учитель:
- резюме сказанного по основной теме;
- обзор представленных данных, фактических сведений;
- суммирование, обзор того, что было обсуждено; - переформулирование, пересказ всех сделанных к дан¬ному моменту выводов, - анализ обсуждения.
Завершение урока. Учитель:
Царствование Екатерины II удостоилось от современников и потомков самых противоречивых оценок. Ей писали панегирики и слали проклятия.
Как видите, вынести однозначный исторический приговор Екатерине, в самом деле нелегко. Несомненно одно: она высоко подняла национальное достоинство и народную гордость россиян, приучила Россию к победам и мировому лидерству. При Екатерине русские привыкли чувствовать себя первыми людьми Европы. Поэтому заезжая немка и стала в России "матушкой".
Домашнее задание:
Какой заголовок Вы бы предложили для исторического портрета Екатерины II? ( м.б. «Философ на троне» - ?)
вторник, 20 декабря 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий